05
қараша
2024
Анализ работы психологов за 2023-2024 гг
Анализ работы
за 2023-2024 учебный год педагога-психолога, КГУ «Школа-гимназия 51»
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель работы педагога-психолога в школе.
Деятельность ППС осуществлялась по следующим направлениям:
• Психопрофилактическая работа
• Диагностическая работа.
• Коррекционная и развивающая работа.
• Консультационная работа.
• Организационно-методическая работа
Профилактика и просвещение осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях. Прежде всего, работа была направлена на устранение факторов, препятствующих благополучной адаптации учащихся 1-х, 5-х классов. Для этого с учащимися 1-х классов была проведена диагностика с целью выявления готовности первоклассников к школьному обучению. В 5-х классах также была проведена первичная диагностика.
С целью приобщения родителей к психологическим знаниям были выступления на родительских собраниях, на которых были раскрыты темы знакомства с особенностями развития того или иного возраста (по проблеме адаптации, по причине агрессивности школьников, др.). Родители обеспечиваются рекомендациями по возникающим проблемам. С классными руководителями проводились беседы по результатам психологического обследования школьников.
Совместно с администрацией и учителями в течение всего учебного года принималось участие в педагогических советах.
Классные руководители по запросу обеспечиваются методическими материалами, рекомендациями для родительских собраний с комментариями психолога.
Психопрофилактическая работа с детьми «группы риска» проводилась по различным направлениям – психологическая диагностика, психологическое консультирование и психологическое просвещение. На основании полученных результатов проводилось индивидуальное консультирование учащихся, родителей и классных руководителей. По этому направлению работа осуществлялась в форме индивидуальных бесед.
В 9-х и 11-х классах – беседы «Психологическая подготовка к экзаменам» с последующей диагностикой.
В течение 2023-2024 учебного года применялись методики, с помощью которых можно оценивать психологическое развитие детей во время обучения. Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.
Проведено 48 групповых диагностик по исследованию:
-стартового уровня учащихся 1-х классов;
уровня адаптации учащихся 1-х,5-х классов,
социометрические методики на выявление групповых отношений 3-11 классы;
уровня школьной мотивации учащихся 2- 5 классов,
типа отношения к учению,
теппинг тест на тип нервной системы -4 классы,
удовлетворенности учащихся 5,11 классов школьной жизнью,
профессиональных интересов и склонностей 8-11 классов,
тревожности и депрессии – 7-11 классы,
суицидального риска – 7-11 классы
психологической готовности учащихся к экзаменам – 9 класс,
самооценки, ситуативной и личностной тревожности, психологической готовности к ЕНТ - 11 класс.
Проведено 30 индивидуальных диагностик по запросам родителей, классных руководителей, учащихся по различным проблемам: эмоциональным, личностным, выявлению интеллектуального уровня развития, родительско-детских отношений, самочувствие, активность, настроение, уровня школьной тревожности, диагностика показателей форм агрессии, отклонений подросткового возраста, характерологическое описание подростка, идентификация типов характера, объем внимания, концентрация внимания, памяти, мотивация к успеху и избегание неудач.
С результатами и рекомендациями была ознакомлена администрация школы, классные руководители и учителя. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися.
После проведения групповых и индивидуальных исследований проводились индивидуальные и групповые консультации по данным вопросам.
Консультирование проводилось как групповое, так и индивидуальное, в основном по запросам:
педагогов с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению (нежелание и неумение учиться у некоторых детей, общение со сверстниками и формирование детского коллектива, методы профориентационной работы со школьниками, проблемы личного характера и др.).
родителей (отсутствие интересов у ребенка и нежелание учиться, агрессивность, уровень развития детей, способы коррекции познавательных процессов в домашних условиях, конфликты детей в классе с одноклассниками и педагогами, эмоциональная несдержанность детей и др.).
учащихся (по вопросам: преодоления отклонений в поведении, самовоспитание, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, профессиональное и личностное самоопределение, сформированность
познавательных процессов и способы их развития, профессиональные планы и интересы в 8 - 11 классах, по желанию учащихся).
Всего проведено 203 консультации педагогов, родителей и учащихся.
Консультирование родителей, чьи дети испытывали трудности адаптации к школе, осуществлялось индивидуально или на родительских собраниях. Здесь говорилось о том, какую помощь смогут оказать своим детям родители.
Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
Программно-методическое обеспечение деятельности психолого- педагогической службы содержит:
Нормативно-правовую документацию.
Рабочие журналы.
Папки с результатами диагностических обследований.
Диагностические комплекты и подборки диагностик по разным направлениям.
Таким образом, педагогом-психологом проводится работа по всем направлениям деятельности:
Изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.
Создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития школьников.
Вместе с тем, можно выделить проблемы, с которыми сталкиваюсь в своей работе:
Низкая заинтересованность родителей воспитанием детей.
Недостаточный познавательный уровень обучающихся.
Недостаточно сформированная мотивация к обучению, общественному признанию, возможности расширения своего кругозора и образования.
Наличие индивидуальных проблем и эмоционального дискомфорта у некоторых учащихся: нарушение дисциплины в классах, недостаточное уважение друг к другу, оскорбления.
Учитывая это, нужно отметить некоторые пункты, которые помогут составить план на следующий учебный год.
Планирование на 2024-2025 учебный год осуществлять с учетом полученных диагностических данных.
Осуществлять совместно с учителями анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
Учителям, классным руководителям необходимо на родительских собраниях, через индивидуальную работу разъяснять родителям о необходимости повышения познавательного интереса учащихся.
за 2023-2024 учебный год педагога-психолога, КГУ «Школа-гимназия 51»
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель работы педагога-психолога в школе.
Деятельность ППС осуществлялась по следующим направлениям:
• Психопрофилактическая работа
• Диагностическая работа.
• Коррекционная и развивающая работа.
• Консультационная работа.
• Организационно-методическая работа
Профилактика и просвещение осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях. Прежде всего, работа была направлена на устранение факторов, препятствующих благополучной адаптации учащихся 1-х, 5-х классов. Для этого с учащимися 1-х классов была проведена диагностика с целью выявления готовности первоклассников к школьному обучению. В 5-х классах также была проведена первичная диагностика.
С целью приобщения родителей к психологическим знаниям были выступления на родительских собраниях, на которых были раскрыты темы знакомства с особенностями развития того или иного возраста (по проблеме адаптации, по причине агрессивности школьников, др.). Родители обеспечиваются рекомендациями по возникающим проблемам. С классными руководителями проводились беседы по результатам психологического обследования школьников.
Совместно с администрацией и учителями в течение всего учебного года принималось участие в педагогических советах.
Классные руководители по запросу обеспечиваются методическими материалами, рекомендациями для родительских собраний с комментариями психолога.
Психопрофилактическая работа с детьми «группы риска» проводилась по различным направлениям – психологическая диагностика, психологическое консультирование и психологическое просвещение. На основании полученных результатов проводилось индивидуальное консультирование учащихся, родителей и классных руководителей. По этому направлению работа осуществлялась в форме индивидуальных бесед.
В 9-х и 11-х классах – беседы «Психологическая подготовка к экзаменам» с последующей диагностикой.
В течение 2023-2024 учебного года применялись методики, с помощью которых можно оценивать психологическое развитие детей во время обучения. Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.
Проведено 48 групповых диагностик по исследованию:
-стартового уровня учащихся 1-х классов;
уровня адаптации учащихся 1-х,5-х классов,
социометрические методики на выявление групповых отношений 3-11 классы;
уровня школьной мотивации учащихся 2- 5 классов,
типа отношения к учению,
теппинг тест на тип нервной системы -4 классы,
удовлетворенности учащихся 5,11 классов школьной жизнью,
профессиональных интересов и склонностей 8-11 классов,
тревожности и депрессии – 7-11 классы,
суицидального риска – 7-11 классы
психологической готовности учащихся к экзаменам – 9 класс,
самооценки, ситуативной и личностной тревожности, психологической готовности к ЕНТ - 11 класс.
Проведено 30 индивидуальных диагностик по запросам родителей, классных руководителей, учащихся по различным проблемам: эмоциональным, личностным, выявлению интеллектуального уровня развития, родительско-детских отношений, самочувствие, активность, настроение, уровня школьной тревожности, диагностика показателей форм агрессии, отклонений подросткового возраста, характерологическое описание подростка, идентификация типов характера, объем внимания, концентрация внимания, памяти, мотивация к успеху и избегание неудач.
С результатами и рекомендациями была ознакомлена администрация школы, классные руководители и учителя. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися.
После проведения групповых и индивидуальных исследований проводились индивидуальные и групповые консультации по данным вопросам.
Консультирование проводилось как групповое, так и индивидуальное, в основном по запросам:
педагогов с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению (нежелание и неумение учиться у некоторых детей, общение со сверстниками и формирование детского коллектива, методы профориентационной работы со школьниками, проблемы личного характера и др.).
родителей (отсутствие интересов у ребенка и нежелание учиться, агрессивность, уровень развития детей, способы коррекции познавательных процессов в домашних условиях, конфликты детей в классе с одноклассниками и педагогами, эмоциональная несдержанность детей и др.).
учащихся (по вопросам: преодоления отклонений в поведении, самовоспитание, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, профессиональное и личностное самоопределение, сформированность
познавательных процессов и способы их развития, профессиональные планы и интересы в 8 - 11 классах, по желанию учащихся).
Всего проведено 203 консультации педагогов, родителей и учащихся.
Консультирование родителей, чьи дети испытывали трудности адаптации к школе, осуществлялось индивидуально или на родительских собраниях. Здесь говорилось о том, какую помощь смогут оказать своим детям родители.
Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
Программно-методическое обеспечение деятельности психолого- педагогической службы содержит:
Нормативно-правовую документацию.
Рабочие журналы.
Папки с результатами диагностических обследований.
Диагностические комплекты и подборки диагностик по разным направлениям.
Таким образом, педагогом-психологом проводится работа по всем направлениям деятельности:
Изучается личность ребенка, с целью накопления всесторонней информации о различных сторонах его жизни и обучения на этом основании проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, ведется консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.
Создаются благоприятные социальные, психологические, педагогические условия для успешного воспитания, обучения и развития школьников.
Вместе с тем, можно выделить проблемы, с которыми сталкиваюсь в своей работе:
Низкая заинтересованность родителей воспитанием детей.
Недостаточный познавательный уровень обучающихся.
Недостаточно сформированная мотивация к обучению, общественному признанию, возможности расширения своего кругозора и образования.
Наличие индивидуальных проблем и эмоционального дискомфорта у некоторых учащихся: нарушение дисциплины в классах, недостаточное уважение друг к другу, оскорбления.
Учитывая это, нужно отметить некоторые пункты, которые помогут составить план на следующий учебный год.
Планирование на 2024-2025 учебный год осуществлять с учетом полученных диагностических данных.
Осуществлять совместно с учителями анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
Учителям, классным руководителям необходимо на родительских собраниях, через индивидуальную работу разъяснять родителям о необходимости повышения познавательного интереса учащихся.